Губайдуллина Лиана Фарвазовна, воспитатель

«Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования знаний и интереса у дошкольников к региональной культуре»

Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются с  семьёй, и обществом, начиная с детского сада. Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства — это во многом зависит от того, в каком возрасте и как будут приобщать к этому взрослые.

Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка в полной мере поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи.

В нашем городе, во всех образовательных учреждениях, включая наш детский сад,  реализуется курс программы «Я-Златоустовец».

Одной из задач по освоению  программы  «Я-Златоустовец» для детей дошкольного возраста является: «воспитание патриотизма и толерантности через активно-действенный интерес к региональной культуре г. Златоуста.

Создание предметно-пространственной среды, отражающей региональный аспект культуры нашего города Златоуста, является одним из основных условий реализации программы курса «Я-златоустовец».  Поэтому, в каждой группе (среднего, старшего, подготовительного возраста) должны быть созданы условия для реализации данной задачи.

 Цель создания патриотического уголка: разработка и внедрение модели современной развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию активно-действенного интереса к региональной культуре.

Для достижения данной цели мы ставили следующие задачи:

- создание условий, способствующих эффективному развитию предметно-пространственной среды по курсу и использованию ее развивающих возможностей в дидактическом обеспечении учебно-воспитательного процесса образовательной организации.

- содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды.

- приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

При проектировании предметно-пространственной среды, следует продумать ее содержание так, чтобы она способствовала освоению пяти образовательных областей,  а также, чтобы  включала совместное партнерство детей и взрослых и свободную самостоятельную деятельность дошкольников в специально-созданных педагогами условиях. Следует отметить, что применение проектной деятельности активизирует интерес среди дошкольников и их родителей к знакомству с культурой и достопримечательностями родного города. Например «Кто как готовится к зиме»; «Зима на Таганае»; «Пришла весна в город», «Таганай», «Космос» и т.д.

Применение музейной педагоги раскрывает наиболее широкие возможности для дошкольников с целью глубокого изучения природы, искусства народа, мир камней, культуру разных народов. Уникальность мини – музея в ДОУ отмечается тем, что дошкольник может потрогать, рассмотреть и даже поиграть, т. е. исследовать самостоятельно. Примеры мини – музеев в патриотических уголках:

*Мини-музей «Народные куклы обереги»

*Мини-музей «Лекарственные травы Урала»

*Мини-музей «Прикладное искусство Урала»

*Мини-музей «Чайная чашка»

*Мини-музей «Мир камня»

*Мини-музей «Искусство народа (вышивка, ткачество, вязание»)

*Мини-музей «Чудо дерево»

*Мини-музей «Чудо колосок».

* Мини-музей «Космос»

Инструментарий руководства  при организации  ППРС по краеведческому курсу

 «Я – Златоустовец»

· Достаточная информативность представленного материала с учётом возраста дошкольников.

· Постоянное наличие патриотического уголка в предметно-развивающей среде.

· Обновление представленного материала для поддержания интереса детей (в зависимости от возраста детей, комплексно – тематического планирования).

· Использование этих материалов в НОД, в совместной деятельности.

Как и любая другая составляющая предметно-развивающей среды детского сада, уголок по краеведческому курсу «Я – Златоустовец» должен соответствовать требованиям ФГОС:

Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы. Возможность видоизменения в зависимости от темы недели, времени года. Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности. Возможность вариативности — создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку. Безопасность, надёжность и высокое качество используемых материалов.

Каким требованиям должна соответствовать ППРС по курсу «Я – Златоустовец»

· Место размещения уголка в группе.

· Эстетичность и привлекательность оформления (не обязательно применять стандартные плакаты, открытки, детей и родителей могут заинтересовать необычное оформление своими руками)

· Наполняемость материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток).

· Соответствие материала возрасту детей.

· Творческий подход педагога в оформлении уголка

· Информационный материал, расположенный в уголке, должен разграничиваться по ступенькам, например: Златоуст, Челябинская область, Россия.

Какое название можно дать патриотическому уголку.

Название, несомненно, должно быть звучным и привлекательным для детей, в то же время отражать суть и назначение этой части оформления помещения группы. Например, можно использовать такие названия:

· Моя Родина.

· Родной край.

· Уголок России.

· С чего начинается Родина.

· Наша Родина — Россия.

· Любимый край.

· Люби и знай свой край.

.

Таблица: особенности подборки материала в зависимости от возраста.

Возрастная группа

Государство

Родной край

(Челябинская область)

Город (Златоуст)

Взаимодействие с семьей

Цель

Младший дошкольный возраст

Семейные альбомы «Моя семья», «Наша группа», «Мой дом», «Наша улица»

Изготовление рамок для семейных фотографий.

К концу года должен знать:

О членах своей семьи , родственных связях, семейных традициях.

Средняя группа

Флаг России может быть представлен как иллюстрация, как трёхцветное полотно или в виде сувенирного флажка

Флаг, герб и карта области, портрет руководителя города.. Символика наиболее значимых предприятий

Иллюстрированный материал о жизни русской деревни: изображение (макет) избы, праздники, обряды, предметы быта, одежды.

Иллюстрации, альбомы «Мой город», «Моя улица», карты – схемы улиц города.

Куклы в народных костюмах, д.и. «Подбери наряд кукле», «Угадай куклу по описанию».

Макеты, иллюстрации о городском транспорте, д.и. «Сложи целое из частей», «По какой дороге едет транспорт»

Карточки с перелетными, зимующими птицами.

Изделие гравюра на стали, коллекция камней.

Макеты, иллюстрации гор Таганай, Уреньга.

Картотеки подвижных игр (ручеёк, капуста, золотые ворота ,селезнь и утка и .т.д) словесных игр (гори ясно, ворон, солнце, теремок, и т.д.)

Информация о семейных праздниках и традициях – альбомы

«Национальное блюдо нашей семьи», «Традиции нашей семьи», «Известные люди в нашей семье»

К концу года должен знать:

название города;

название своей улицы;

национальности жителей города

предметы быта и одежды

разных поколений златоустовцев

-общественный

городской

транспорт: трамвай, автобус;

птиц: зимующих и перелётных;

златоустовские изделия: гравюра;

поделочные камни

златоустовского округа

горы: Таганай, Косотур, Уреньга;

водоёмы: Ай, Тесьма, городской пруд

Старшая группа.

К государственной символике добавляется гимн России. Присутствует карта страны, желательно с отображением главных достопримечательностей, атласы с иллюстрациями природных зон, животного и растительного мира различных областей.

.

Более подробно представляется материал о родном крае – Челябинской области.

Выделяются тематические направления, представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов:

Уклад жизни на Руси.

Традиции национального костюма.

Народный календарь.

Русская игрушка.

Народные праздники.

Подбор материала  «Спортивные достижения», карта города, «Коренные жители города»

Информация о службах, действующих в городе.

Привлечение родителей к изготовлению макетов «Горный парк имени П.П. Бажова», «Городской краеведческий музей», и т.д.

Изготовить альбомы «Праздник Сабантуй», «Масленица», «Праздник Кузьмы и Демьяна и гусиного пера»

Сделать подборку о спортсменах в семье.

Подготовить фотоальбом «Семейные прогулки по памятным местам родного города»

Сформированные знания к концу года

-знают:

историю основания города;

городскую геральдику;

название нескольких улиц

города

хищных животных нашего края;

название коренных жителей

-«кузюки»;

национальные традиции: «Сабантуй», «Масленица»;

городские транспортные службы: скорая, пожарная, МЧС, газовая

растения

родного края

изделия мастеров города;

городские

виды спорта: лыжи, водное поло;

особенности национального парка «Таганай»;

памятные места

городского округа

Подготовительная группа

Дополнением к материалу старшего возраста

выделяются новые подразделы:

Россия — мировая держава. Имеется глобус, подборки иллюстрированного материала о жизни людей в других странах.

На страже Отечества. Представляется художественный материал о защитниках Родины, начиная с исторических времён (баллады, сказки, картины) до наших дней, используются дидактические игры с патриотической тематикой.

Дополнением к материалу старшей группы:

Подобрать материал, где отмечается промышленность г. Челябинска, экономическая отрасль, животноводство, информация о минералах и полезных ископаемых.

Дополнение к материалу старшей группы: «Город во время Великой Отечественной войны», «Наука и образование в нашем городе»

Макеты «Городская улица», «Районы города», изготовление «Красной книги Таганая», Книжки – малышки «Легенды Таганая», альбомы «Городские службы», лепбук «Олимпийские чемпионы города», «Животный, растительный мир  Таганая»

Сформированные знания к концу года

-имена основателей города;

дату рождения города;

названия центральных улиц

города

достопримечательности города

растения, животных и птиц «Красной Книги Таганая»;

легенды и предания о Златоуст

взаимодействие городских транспортных служб;

заводы и фабрики города;

горные породы, полудрагоценные камни

, полезные ископаемые и изделия из них;

олимпийских чемпионов

города;

особенности национального парка «Таганай»;

значение городских водоёмов для города;

имена знаменитых людей города

Создание информационного  пространства для родителей является одним из компонентов разработанной нами модели современной образовательной среды.

Родители (законные представители)  – участники образовательного процесса, поэтому мы должны информировать их, о реализации курса в родительских уголках в форме папок-раскладушек «Тема недели, цели, задачи курса на месяц»

В течение недели и по итогам информировать родителей  в форме  фотоотчетов, памяток, буклетов  о посещении  краеведческого музея, проведения экскурсий, различных  интересных мероприятий,  которые проводятся в детском саду по реализации курса. Так же предоставлять информацию на сайт детского сада и в официальные группы в социальных сетях.

С целью повышения профессиональной компетенции педагогов по краеведческому курсу «Я-Златоустовец», а также в вопросах создания развивающей предметно-пространственной среды запланированы методические мероприятия, в установленные сроки.

1. Изучить методическую литературу, а также нормативных документов. Срок  – март месяц.

2.  Изучить новые подходы к организации предметно-пространственной среды, способствующей формированию представлений у старших дошкольников  представлений о региональной культуре. Срок – март месяц.

3. Провести консультации:

«Организация уголка по гражданскому образованию» Срок – март месяц.

 «Мини-музей в детском саду» Срок – апрель месяц.

Провести викторину среди педагогов «Знатоки родного города» Срок – май месяц.

Ежегодно участвовать в конкурсе по краеведческому курсу «Я – Златоустовец» (разработка конспектов, олимпиада «Юный житель г. Златоуста», организация ППРС по реализации курса)

Работа в патриотическом уголке детского сада.

При размещении  информации на стендах уголка, рассчитанной на самостоятельную деятельность дошкольников, и совместную, включая НОД, патриотической работа может включать небольшие сообщения, беседы, чтение рассказов и стихов с использованием представленных материалов. Можно продумать проведение итоговых мероприятий с привлечением детей из других групп, родителей. К концу тематической недели должен быть продукт детской деятельности, в виде плаката, поделки, рисунков, макета, и т.д. в зависимости от того, что запланировал педагог. Работа в патриотическом уголке должна быть в тесном взаимодействии с узкими специалистами. Музыкальный руководитель планирует прослушать музыкальные произведения композиторов нашего города, края, разучить народные песни, потешки, частушки, провести народные праздники. Руководитель по художественно – эстетическому воспитанию планирует рассмотреть репродукции картин местных художников, нарисовать рисунки родного города, края, познакомиться с национальной культурой. Учитель – логопед планирует подобрать словесные игры, дидактические игры, лексическую тему. Инструктор по физическому развитию  разучивает с детьми подвижные игры разных народов, организовать спортивные мероприятия. Чтоб добиться хорошего результата, педагогам нужно работать в системе, планировать свою работу и взаимосвязь с узкими специалистами заблаговременно. При таком раскладе у детей и родителей будет интерес к изучению культурных ценностей нашего города, края, страны.

В дальнейшем мы планируем продолжить активно работать по реализации курса «Я-златоустовец», включать родителей в организацию и проведение интересных мероприятий, выставок, конкурсов, в проектную и исследовательскую деятельность. Пополнить в группах предметно – пространственную среду по реализации курса «Я – Златоустовец», для обеспечения в полной мере знаниями дошкольников о культурных ценностях родного города, края, страны. В перспективе создание развивающей среды по реализации курса в холлах детского сада – контактный мини- музей национальных центров «Башкирская культура», «Русская культура»

Список используемой литературы:

1. «Об образовании в Российской Федерации»: федеральный закон от 29.12.2012 №273 Режим доступа: минобрнауки.рф

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное воспитание.2014 №2

3. Я – златоустовец. Дошкольное образование: программа курса / Администрация

ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. – Златоуст, 2013 – 30с.

4.  Смирнова, Е.О. Организация предметно-игрового пространства в детском саду[Текст]:Методическое пособие / Под общей ред. Е.О.Смирновой. — М.: «АРКТИ», 2012.

5.  Бабунова, Е Наш дом - Южный Урал [Текст]: программно-методический комплекс для органи­заций, реализующих образовательные программы дошкольного образования / Е. Бабунова, С Багаутдинова, Л.Галкина, Л.Градусова, И.Едакова, Н.Левшина, И.Колосова, Е. Лопатина, С.Обухова, В.Садырин, В.Турченко. - Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. -255 с.

6. Карабанова, О.А.Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [Текст]: Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

13 июля 2020 в 10:22

Прикреплённые файлы:

Документ: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования знаний и интереса у дошкольников к региональной культуре»

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-k-pedsovetu_ojsv7.pptx

Это официальный файл организации «Губайдуллина Лиана Фарвазовна, воспитатель», в нём содержится «Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования знаний и интереса у дошкольников к региональной культуре».

Размер файла: 4,73 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.