Губайдуллина Лиана Фарвазовна, воспитатель
«Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования знаний и интереса у дошкольников к региональной культуре»Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются с семьёй, и обществом, начиная с детского сада. Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства — это во многом зависит от того, в каком возрасте и как будут приобщать к этому взрослые. Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка в полной мере поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи. В нашем городе, во всех образовательных учреждениях, включая наш детский сад, реализуется курс программы «Я-Златоустовец». Одной из задач по освоению программы «Я-Златоустовец» для детей дошкольного возраста является: «воспитание патриотизма и толерантности через активно-действенный интерес к региональной культуре г. Златоуста. Создание предметно-пространственной среды, отражающей региональный аспект культуры нашего города Златоуста, является одним из основных условий реализации программы курса «Я-златоустовец». Поэтому, в каждой группе (среднего, старшего, подготовительного возраста) должны быть созданы условия для реализации данной задачи. Цель создания патриотического уголка: разработка и внедрение модели современной развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию активно-действенного интереса к региональной культуре. Для достижения данной цели мы ставили следующие задачи: - создание условий, способствующих эффективному развитию предметно-пространственной среды по курсу и использованию ее развивающих возможностей в дидактическом обеспечении учебно-воспитательного процесса образовательной организации. - содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды. - приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере. При проектировании предметно-пространственной среды, следует продумать ее содержание так, чтобы она способствовала освоению пяти образовательных областей, а также, чтобы включала совместное партнерство детей и взрослых и свободную самостоятельную деятельность дошкольников в специально-созданных педагогами условиях. Следует отметить, что применение проектной деятельности активизирует интерес среди дошкольников и их родителей к знакомству с культурой и достопримечательностями родного города. Например «Кто как готовится к зиме»; «Зима на Таганае»; «Пришла весна в город», «Таганай», «Космос» и т.д. Применение музейной педагоги раскрывает наиболее широкие возможности для дошкольников с целью глубокого изучения природы, искусства народа, мир камней, культуру разных народов. Уникальность мини – музея в ДОУ отмечается тем, что дошкольник может потрогать, рассмотреть и даже поиграть, т. е. исследовать самостоятельно. Примеры мини – музеев в патриотических уголках: *Мини-музей «Народные куклы обереги» *Мини-музей «Лекарственные травы Урала» *Мини-музей «Прикладное искусство Урала» *Мини-музей «Чайная чашка» *Мини-музей «Мир камня» *Мини-музей «Искусство народа (вышивка, ткачество, вязание») *Мини-музей «Чудо дерево» *Мини-музей «Чудо колосок». * Мини-музей «Космос» Инструментарий руководства при организации ППРС по краеведческому курсу «Я – Златоустовец» · Достаточная информативность представленного материала с учётом возраста дошкольников. · Постоянное наличие патриотического уголка в предметно-развивающей среде. · Обновление представленного материала для поддержания интереса детей (в зависимости от возраста детей, комплексно – тематического планирования). · Использование этих материалов в НОД, в совместной деятельности. Как и любая другая составляющая предметно-развивающей среды детского сада, уголок по краеведческому курсу «Я – Златоустовец» должен соответствовать требованиям ФГОС: Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы. Возможность видоизменения в зависимости от темы недели, времени года. Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности. Возможность вариативности — создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку. Безопасность, надёжность и высокое качество используемых материалов.Каким требованиям должна соответствовать ППРС по курсу «Я – Златоустовец» · Место размещения уголка в группе. · Эстетичность и привлекательность оформления (не обязательно применять стандартные плакаты, открытки, детей и родителей могут заинтересовать необычное оформление своими руками) · Наполняемость материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток). · Соответствие материала возрасту детей. · Творческий подход педагога в оформлении уголка · Информационный материал, расположенный в уголке, должен разграничиваться по ступенькам, например: Златоуст, Челябинская область, Россия. Какое название можно дать патриотическому уголку.Название, несомненно, должно быть звучным и привлекательным для детей, в то же время отражать суть и назначение этой части оформления помещения группы. Например, можно использовать такие названия: · Моя Родина. · Родной край. · Уголок России. · С чего начинается Родина. · Наша Родина — Россия. · Любимый край. · Люби и знай свой край. . Таблица: особенности подборки материала в зависимости от возраста.
Создание информационного пространства для родителей является одним из компонентов разработанной нами модели современной образовательной среды. Родители (законные представители) – участники образовательного процесса, поэтому мы должны информировать их, о реализации курса в родительских уголках в форме папок-раскладушек «Тема недели, цели, задачи курса на месяц» В течение недели и по итогам информировать родителей в форме фотоотчетов, памяток, буклетов о посещении краеведческого музея, проведения экскурсий, различных интересных мероприятий, которые проводятся в детском саду по реализации курса. Так же предоставлять информацию на сайт детского сада и в официальные группы в социальных сетях. С целью повышения профессиональной компетенции педагогов по краеведческому курсу «Я-Златоустовец», а также в вопросах создания развивающей предметно-пространственной среды запланированы методические мероприятия, в установленные сроки. 1. Изучить методическую литературу, а также нормативных документов. Срок – март месяц. 2. Изучить новые подходы к организации предметно-пространственной среды, способствующей формированию представлений у старших дошкольников представлений о региональной культуре. Срок – март месяц. 3. Провести консультации: «Организация уголка по гражданскому образованию» Срок – март месяц. «Мини-музей в детском саду» Срок – апрель месяц. Провести викторину среди педагогов «Знатоки родного города» Срок – май месяц. Ежегодно участвовать в конкурсе по краеведческому курсу «Я – Златоустовец» (разработка конспектов, олимпиада «Юный житель г. Златоуста», организация ППРС по реализации курса) Работа в патриотическом уголке детского сада. При размещении информации на стендах уголка, рассчитанной на самостоятельную деятельность дошкольников, и совместную, включая НОД, патриотической работа может включать небольшие сообщения, беседы, чтение рассказов и стихов с использованием представленных материалов. Можно продумать проведение итоговых мероприятий с привлечением детей из других групп, родителей. К концу тематической недели должен быть продукт детской деятельности, в виде плаката, поделки, рисунков, макета, и т.д. в зависимости от того, что запланировал педагог. Работа в патриотическом уголке должна быть в тесном взаимодействии с узкими специалистами. Музыкальный руководитель планирует прослушать музыкальные произведения композиторов нашего города, края, разучить народные песни, потешки, частушки, провести народные праздники. Руководитель по художественно – эстетическому воспитанию планирует рассмотреть репродукции картин местных художников, нарисовать рисунки родного города, края, познакомиться с национальной культурой. Учитель – логопед планирует подобрать словесные игры, дидактические игры, лексическую тему. Инструктор по физическому развитию разучивает с детьми подвижные игры разных народов, организовать спортивные мероприятия. Чтоб добиться хорошего результата, педагогам нужно работать в системе, планировать свою работу и взаимосвязь с узкими специалистами заблаговременно. При таком раскладе у детей и родителей будет интерес к изучению культурных ценностей нашего города, края, страны. В дальнейшем мы планируем продолжить активно работать по реализации курса «Я-златоустовец», включать родителей в организацию и проведение интересных мероприятий, выставок, конкурсов, в проектную и исследовательскую деятельность. Пополнить в группах предметно – пространственную среду по реализации курса «Я – Златоустовец», для обеспечения в полной мере знаниями дошкольников о культурных ценностях родного города, края, страны. В перспективе создание развивающей среды по реализации курса в холлах детского сада – контактный мини- музей национальных центров «Башкирская культура», «Русская культура» Список используемой литературы: 1. «Об образовании в Российской Федерации»: федеральный закон от 29.12.2012 №273 Режим доступа: минобрнауки.рф 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное воспитание.2014 №2 3. Я – златоустовец. Дошкольное образование: программа курса / Администрация ЗГО; МКУ Управление образования ЗГО. – Златоуст, 2013 – 30с. 4. Смирнова, Е.О. Организация предметно-игрового пространства в детском саду[Текст]:Методическое пособие / Под общей ред. Е.О.Смирновой. — М.: «АРКТИ», 2012. 5. Бабунова, Е Наш дом - Южный Урал [Текст]: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования / Е. Бабунова, С Багаутдинова, Л.Галкина, Л.Градусова, И.Едакова, Н.Левшина, И.Колосова, Е. Лопатина, С.Обухова, В.Садырин, В.Турченко. - Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. -255 с. 6. Карабанова, О.А.Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [Текст]: Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. 13 июля 2020 в 10:22
Прикреплённые файлы:Документ: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования знаний и интереса у дошкольников к региональной культуре» Описание файла:Файл называется: prezentacija-k-pedsovetu_ojsv7.pptx Это официальный файл организации «Губайдуллина Лиана Фарвазовна, воспитатель», в нём содержится «Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования знаний и интереса у дошкольников к региональной культуре». Размер файла: 4,73 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.