Губайдуллина Лиана Фарвазовна, воспитатель
Как сделать познавательные занятия эффективными и занимательными (математика и сенсорика) Методические рекомендации построения занятий различных форм с учётом современных подходов.Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников», которая выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью знаний. Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счету. В настоящее время проблему формирования элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на занятиях игровых методов и приемов. Достижению целей и задач по математике помогает осуществление следующих принципов: принципа сознательности и активности, принципа доступности и индивидуализации, принципа систематичности и последовательности, принципа научности, принципа связи с жизнью, принципа развивающего обучения, принципа наглядности. Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности. Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью в занятия можно ввести знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания (которые они приносят с собой детям в виде небольших сувениров, картинок-раскрасок, геометрических фигур, разнообразных эмблем, медалей), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Особенностью занятий является использование рабочих тетрадей, раздаточного материала. В этом есть свои преимущества: - во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей, вызывает живой интерес к заданию; - во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает руку. Особую значимость имеет работа с природным раздаточным материалом, который дает возможность разного обследования предмета. Наглядный материал должен быть эстетично и красочно оформлен, чтобы вызывать у детей желание работать.
Рассмотрим методические основы организации занятий по ФЭМП: Построение занятий по математике базируется на основных современных подходах к процессу образования: деятельностном; развивающем; личностно-ориентированном. Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условий: 1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей; 2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника); 3. широкое использование игровой мотивации; 4. интеграция математической деятельности в другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную; 5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей; 6.развивающий характер заданий. На занятиях можно применить: игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы. Например: Лепка цифр Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени. Игра «Сложи из треугольников» также пользуется у детей успехом. В основе этой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из треугольников. Пальчиковые игры с математическим содержанием обычно находят применение после заданий на карточках. Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика, солнышко и т.д. Игры с монетками. Известно, что медь положительно влияет на весь организм в целом. Выполняя данные упражнения, мы не только развиваем мелкую мускулатуру руки, но и закрепляем графический образ цифры. Количественный счет. Здесь используется прием счета предметов на картине. Порядковый счет В процессе работы я отметила, что порядковый счет детям дается сложнее, поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру. Например, такой. Первой, второй, третьей, четвертой по счету встанет… (на физкультурных занятиях) Эти упражнения способствуют закреплению порядкового счета, правильному употреблению порядковых числительных в зависимости от рода существительного. Так же на занятии по математике хорошо использовать игры и упражнения с блоками Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Примерные игры и упражнения с блоками 1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения. 2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). 3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка. цвет обозначается пятном величина - силуэт домика (большой, маленький). форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный). толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д. Затем задания с карточками постепенно усложняются
Палочки Кюизенера. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера могут стать своеобразной "цветной алгеброй". Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок — в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре — в состав числа. С помощью составления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения), решаются "цветные" уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок). Детям можно предложить следующие упражнения: "Назови число — найди палочку", «Строим из палочек пирамидку», «Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20», из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки и множество других упражнений.
Логико-малыш. В Логико-Малыш играют дети по всему миру. Пособие, придуманное немецкими авторами Дорис Фишер и Манфредом Криком. Пособие состоит из планшета с разноцветными передвижными фишками и комплектов карточек по разным темам: математика, развитие речи, психология, мир природы, бытовая культура, ОБЖ. Каждый комплект содержит 8 иллюстрированных карточек по конкретной теме. Комплекты карточек выпускаются по разным направлениям развития и для разных возрастных групп. Карточки по конкретному направлению развития сохраняют последовательность и преемственность в изложении материала как в отдельном комплекте, так и между различными комплектами карточек для разных возрастных групп, что обуславливает их оптимальное применение в учебном процессе детского сада, лицея или в семье. Каждый комплект карточек сопровождается необходимыми методическими рекомендациями и пояснениями для методистов, воспитателей, родителей. Комплекты подготовлены российскими педагогами в традициях отечественной школы педагогики и отражают современные подходы в развитии и обучении дошкольников. Основные достоинства пособия Логико-Малыш:
Пособие "Логико-Малыш" позволяет: Быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей. В игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь. Долгие годы использовать планшет, постепенно пополняя комплект новыми карточками. Длительно использовать пособие благодаря применению специального плотного картона для карточек и экологически стабильных пластмасс для планшета, а в сравнении с рабочими тетрадями - существенно сэкономить финансовые средства учебных учреждений. Повторять и закреплять полученные ранее знания, используя уже имеющиеся комплекты карточек. Постепенно комплектовать и дополнять методический фонд детского сада вновь выпускаемыми комплектами карточек. Использовать "Логико-Малыш" в любом дошкольном учреждении, вне зависимости от базовой программы, выбранной учебным учреждением, благодаря легкости интегрирования в существующие программы развития ребенка дошкольника.Ребенок поочередно вставляет карточки в планшет и, передвигая фишки, отвечает на поставленные вопросы - подбирает пары изображений (объект и его признак, аналог, символ, этап развития, ракурс и т.д.). Детям очень нравится передвигать эти фишки, при этом тренируется мелкая моторика ребенка, что немаловажно! Оборотная сторона содержит ответы для самопроверки – если цвет фишки Планшета и цвет кружочка с «ответом» напротив этой фишки совпали – значит, ответ был да верно. Так же она содержит дополнительные вопросы и темы бесед по иллюстрации. Такие занятия значительно расширят кругозор ребенка, помогут развить речь, умение формулировать свои мысли. Вопросы в карточках даны по конкретным темам, но при этом задания самые разнообразные: на развитие логики, памяти, мышления. Комплекты карточек «Логико-малыш» серии «Математика» способствуют формированию у детей основных математических представлений. Взаимосвязь самообучения и самоконтроля – основной принцип «Логико-малыш», благодаря которому пособие за короткое время получило признание и высокую оценку педагогов более 20 стран мира. Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности. Пользуется интересом у детей младшего возраста игра «Окошечко». Используется в индивидуальной, а затем в самостоятельной деятельности. С помощью этой игры у детей закрепляется умения определять геометрическую фигуру, правильно конструировать предложения, дети учатся замечать сходства и различия. Отгадывание и придумывание загадок о геометрических фигурах, загадки-шифровки, полные ответы на вопросы также способствуют упражнению детей в конструировании предложений. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Так же в самостоятельной деятельности детей использую математические игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели. Согласно правилам игры, участникам предлагается бросить кубик или волчок и, в зависимости от результата, выполнить определенные действия на игровом поле. Например, при выпадении какой-то цифры участник может начать свой путь в игровом пространстве. А сделав то количество шагов, которое выпало на кубике, и попав в определенную область игры, ему предлагается выполнить какие-то конкретные действия, например, перескочить на три шага вперед или вернуться в начало игры и т. д. Воспитание – это целый комплекс методик, приемов и форм взаимодействия педагога с детьми. Форма воспитания детей зависит от его содержания, целей, методов и обуславливает воплощение задуманных идей в конкретном деле. Классификация форм воспитания строится на основе какого-то одного определяющего признака. По количеству участников процесса можно выделить следующие формы воспитания: Групповые – несколько участников непосредственно контактируют друг с другом (пример – кружок, дошкольная группа детского сада); Индивидуальные – два участника: педагог и ребенок (беседы, занятия); Массовые – большое количество участников, в том числе и педагогов (например, несколько детских садов, район, вся страна проводят мероприятия в виде шествий, праздников, конференций и др.).
Специфика современного подхода состоит в том, что воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в современном подходе к обучению выделяются: · постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата; · подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами; · оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей; · заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника. Рассмотрим характеристику современных походов – деятельностный, личностно – ориентированный, интегрированный. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования происходит внедрение в практику работы ДОУ альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросу образования и развития ребенка дошкольного возраста. Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход ставит в центр дошкольной образовательной системы развитие всех качеств личности. Такой подход обращает педагога к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции. Для реализации личностно-ориентированного подхода используются следующие рекомендации к подготовке занятия: Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия. Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания. Планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы). Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий). Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:Результативность проведенного занятия предусматривает: - обобщение полученных занятий и умений, оценку их усвоенности;
Интегрированный подход. Интеграция - в переводе с латинского - это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире. Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они: способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; Воспитатель должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия. · сложность отбора учебного материала; · подробное структурирование занятия; · проблема личной совместимости педагогов; общий подход к оценке знаний и умений детей; согласованное применение одинаковых терминов и понятий.Алгоритм подготовки интегрированного занятия: Выбор объекта интеграции. Отбор компонентов интеграции. Отбор материала. Выбор структуры занятия. Отбор методов интегрирования.Задача воспитателя при проведении интегрированного занятия Задать логикуна занятии дидактический материал соответствует замыслу, работает на замысел, все занятие подчинено авторскому замыслу, сюжету или теме, которую определяет воспитатель исходя из интересов, возможностей своих детей. Занятие – это единое целое, а части – фрагменты целого и они связаны по смыслу (в отличие от например, тематического, когда после рисования идет игра) Не упускать познавательную линиювесь отобранный Стимулировать детскую активностьметодика проблемно-игровая: постановка в ситуацию поиска, проблемы, эксперимента, игры Обеспечить детям возможность свободно действовать в рамках предложенной им деятельности Не оставлять без внимания высказывания и реплики детейподводить детей к умению делать самостоятельно выводы, умозаключения, причинно-следственные связи. Анализ интегрированного занятия В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это — рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Критерии оценки эффективности интегрированного занятия: · качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, правильность, осознанность; · умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов; · отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию
Деятельностный подход. Это - · Субъектно - ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности. Ставит следующие задачи перед педагогом: • Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; • Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; • Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Структура познавательной деятельности: Проблема – Цель – Мотивация - Подбор методов решения проблемы - Действия – Результат - Контроль выполнения – Рефлексия - Самоанализ Одной из технологий позволяющей реализовать деятельностный подход в работе с дошкольниками является технология проблемного обучения, которая помогает детям самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач. Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления. (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач.) Рекомендации по организации деятельности детей
1. Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив). 2. Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов. 3. Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет). 4. Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед). 5. Играйте с детьми каждый день. 6. Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в …». 7. Беседуйте детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…»). Рекомендации по стилю общения с детьми 1. Выслушайте каждого желающего. 2. Педагог должен побуждать детей высказываться, не бояться допускать ошибки, не читать нравоучений. Ведь это порождает в детях робость. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу детей в постановке и решении проблемы. 3. Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную задачу – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Ребенок будет решать только легкие проблемы, что неизбежно приведет к задержке его развития. 4. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорить «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». 5. Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. 6. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. 7. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты. Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, русского языка, он обучается выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений, можно получить хороший результат. Таким образом, использование игровых методов и приемов как средства формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи. 3 июля 2020 в 12:12
Прикреплённые файлы:Документ: Как сделать познавательные занятия эффективными и занимательными (математика и сенсорика) Методические рекомендации построения занятий различных форм с учётом современных подходов. Описание файла:Файл называется: material-k-pedsovetu-24-10_sjico.docx Это официальный файл организации «Губайдуллина Лиана Фарвазовна, воспитатель», в нём содержится Как сделать познавательные занятия эффективными и занимательными (математика и сенсорика) Методические рекомендации построения занятий различных форм с учётом современных подходов.. Размер файла: 0,04 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.