Губайдуллина Лиана Фарвазовна, воспитатель

Аналитический отчёт. Результат работы по освоению и использованию современных авторских технологий и методик по речевому развитию в образовательной деятельности

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

• Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

• В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

• Речь – это инструмент развития высших отделов психики.

• С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.

• Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

• Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

В СВОЕЙ РАБОТЕ Я ИСПОЛЬЗУЮ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ДЕТЕЙ.

«Сказкатерапия» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных и речевых процессов, поэтому использование сказкотерапии в работе с детьми, просто необходимы.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка. Происходит совершенствование лексико – грамматических и выразительных средств языка, например, используя, прием «кругового рассказывания», ребята, озвучивают сказку «Репка», выделяя характерные особенности зверей голосом и жестами.

- совершенствуется звуковая сторона речи в сфере произношения и восприятия, а также развитие диалогической и монологической речи. Возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, при использовании различных видов театра.

Пальчиковая гимнастика также является помощницей в достижении формирования связной речи.

Положительное влияние на развитие мелкой моторики и речи в целом оказывает:

·  рисование в сухом бассейне

·  работа с тестом и пластилином

· поиск клада в крупах

Детям очень нравится инсценировать стихи и различные истории с помощью пальцев.

· Массажные мячи помогают нам не только  размять кончики пальцев, но и стимулируют всю ладонь;

Шнуровки, мозаики, конструкторы ну как без них обойтись, когда ведется работа с пальчиками.

Дыхательная гимнастика учит детей формировать правильную и целенаправленную воздушную струю. Для достижения этих целей создана картотека упражнений по тематическим неделям, различные пособия.

 

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

«Мнемотехника»  Владимир Козаренко

Большую роль в речевом развитии играет мнемотехника. Она помогает обеспечить успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.

В работе с мнемотехникой я выделяю 4 этапа:

v работа с мнемоквадратами;

v работа с мнемодорожками;

v работа с мнемотаблицами;

v использование творческих заданий на основе мнемотехники.

Первый этап- знакомство и составление мнемокарточек.

Второй этап – это работа с мнемодорожкой (схематический рисунок, расположенный линейно).

Здесь можно использовать игры «Гусеница» и «Паровозик», где из набора карточек, нужно составить словосочетания или предложения (выкладывание квадратов в линию.)

Третий этап: это работа с мнемотаблицы -  условно-наглядными схемами, в которых заложено определённое содержание, путем выделения главных смысловых звеньев.

Их можно использовать для:

- пересказа художественной литературы;

-при обучении составления  описательных, повествовательных и творческих рассказов;

-при отгадывании и загадывании загадок;

-при заучивании стихотворных произведений.

Используя данную технологию, дети сочиняют сказки. В конце каждой тематической недели, мы выбираем тему для сказки. Я  задаю вопросы, дети, отвечая полным предложением, рассказывают  содержание сказки. Затем в свободной деятельности, по желанию, рисуют к сказке иллюстрации. Таким образом, у детей развивается воображение, художественное творчество.

Очень увлекательным получилось составление рассказа «Варим суп», в рамках проведения недели здоровья. Вначале с подгруппой детей была проведена экскурсия на кухню, где  повар рассказала и показала все этапы приготовления супа. Вернувшись, дети нарисовали свои мнемотаблицы, при помощи которых ребята второй подгруппы составили рассказы.

Организуя работу на следующем этапе, хочу заметить, что мнемотехника – многофункциональна и на ее основе можно использовать различные дидактические игры:

Игра «Сосчитай» (согласование числительных с существительными)

«Кто кем был» закрепление временных форм глагола (Лиса была лисенком, Лисенок будет лисом или лисой).

«Приставки» практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, подлетела, перелетела).

«Скажи наоборот» слова-антонимы (стоит – бежит, упал – встал, плачет – смеется, говорит – молчит).

Для подведения итогов тематических недель, очень хороши такие приёмы как:

- составление нерифмованного стихотворение – синквейн. (от франц. слова «пять») – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.  Когда дети составляют описательные рассказы, опираясь на определённый алгоритм.

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников.

Плюсы синквейна - изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

v  отрабатываются знания о частях речи, о предложении;

v  дети учатся соблюдать интонацию; - значительно активизируется словарный запас;

v  совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

v  активизируется и развивается мыслительная деятельность;

v совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему- либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;

v  дети учатся определять грамматическую основу предложений.

v составления загадки по алгоритму Нестеренко, здесь ребенок уже должен иметь достаточный словарь.

Правила написания синквейна.

1 строка - одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

 

Например, синквейн на тему русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Лиса.

Хитрая, умная.

Плачет, жалуется, хитрит.

Есть такие и среди животных.

Обманщица.

 

Пылесос

Мощный, Большой

Пыль сосёт, шумит, гудит

У мамы в комнате стоит

Он -  наш помощник.

 

 

«Технология проектной деятельности» А.М. Новиков Д.А. Новиков.

Проектная деятельность, является совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также становится эффективным средством речевого развития дошкольников. В образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

За сравнительно небольшой период в нашей группе были проведены несколько проектов:

«Мудрые сказы Павла Петровича Бажова» с целью углубить знания о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П. Бажова.

 «История школьных принадлежностей» (где дети знакомились со школьными принадлежностями разных времен, подбирали фотографии, рисунки, рассказывали о них в группе, была оформлена коллективная газета и изготовлены карандашницы, которые ребята используют на занятиях)

«Уральские самоцветы» (знакомились с минералами)

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

«Применение ИКТ технологий»

В современном мире компьютерные технологии являются уникальным средством, способным обеспечить взаимодействие и общение с окружающим миром, но к компьютерным играм надо подходить разумно, избирательно и, конечно, творчески. Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.

В нашем детском саду нет возможности полноценно использовать данную технологию в ежедневной работе, так как проектор имеется только в музыкальном зале, но итоговые, открытые занятия, утренники, мы стараемся использовать в полной мере. Для наиболее обширного восприятия материала, я создаю  компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы. Очень интересно детям гимнастики для глаз, физкультминутки, с использованием ИКТ технологий.

«Технология интегрированного обучения»

Интегрированная НОД отличается от традиционной использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Интегрирование - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированной НОД лучше проводить обобщение материала, презентации тем, итоговые мероприятия.

«Технология обучения детей составлению загадок»

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

В работе я использую готовые загадки, в соответствии с темой недели. Дети составляют загадки, основываясь на картинки, подобранные на занятия, либо используя мнемотаблицы.

«Обучение детей составлению творческих рассказов по картине»

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

v первый тип: «текст реалистического характера»

v второй тип: «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом.

«Технология проблемного обучения»

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие.

То есть, благодаря технологии проблемного обучения я могу выступать  не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, где не афиширую своё коммуникативное превосходство, а сопровождаю и помогаю ребёнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

Используя в работе перечисленные современные технологии речевого развития, дополнительно я давала рекомендации родителям. Такое взаимодействие педагога, детей и семьи привело к положительным результатам.

Таким образом, выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.

Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

При диагностике речевого развития речи детей подготовительной группы были использованы следующие показатели оценки:

v умение ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая кто говорит, к кому обращается говорящий, с какой целью, что - о чем, как и др.;

v умение анализировать и оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, что сказал говорящий, что хотел сказать, что сказал ненамеренно и т.д.;

v  владение своим голосом, использование средств выразительности речи (умение пользоваться интонацией, выбрать оптимальный темп, громкость произношения, плавность речи);

v овладение культурой слушания, внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего;

v  уместно использовать правила речевого этикета, вести этикетный диалог; соотносить вербальные и невербальные средства общения, владение невербальными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями).

Таким образом, в процессе диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста, в количестве 22 ребёнка, было обнаружено, что у

 11 детей - высокий уровень развития речи (50%)

у 8 детей - средний (удовлетворительный) уровень(36%)

а у 3 детей – низкий уровень  (14%)

Работа по определению особенностей развития речи у старших дошкольников показала, что дети данного возраста допускают немного ошибок в словоупотреблении, построении не только простого, но и сложного предложения; пользуются разнообразными способами связи предложений в тексте. Старшие дошкольники стараются не нарушать последовательность изложения мыслей, часто в их рассказах присутствуют элементы повествования и описания. Но иногда дети обращаются к помощи взрослого, так как не всегда могут справиться самостоятельно с заданием.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведения комплексных занятий на протяжении 3-4 лет, начиная со второй младшей группы и до подготовительной включительно. Это подтверждает необходимость проведения такого обучения с целью усвоения активного словаря, формированию звуковой культуры речи, развитию умений передачи знаний по художественной литературе, построения связного монологического высказывания в процессе проведения комплексных занятий.

 Наша задача  состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.

3 июля 2020 в 11:59

Прикреплённые файлы:

Документ: Аналитический отчёт. Результат работы по освоению и использованию современных авторских технологий и методик по речевому развитию в образовательной деятельности

Описание файла:

Файл называется: analit-otchyot-po-rechevomu-razvitiyu_sjico.docx

Это официальный файл организации «Губайдуллина Лиана Фарвазовна, воспитатель», в нём содержится Аналитический отчёт. Результат работы по освоению и использованию современных авторских технологий и методик по речевому развитию в образовательной деятельности.

Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.