Губайдуллина Лиана Фарвазовна, воспитатель
Аналитический отчёт. Результат работы по освоению и использованию современных авторских технологий и методик по речевому развитию в образовательной деятельностиПроблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. • Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. • В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. • Речь – это инструмент развития высших отделов психики. • С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. • Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. • Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. В СВОЕЙ РАБОТЕ Я ИСПОЛЬЗУЮ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ДЕТЕЙ. «Сказкатерапия» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных и речевых процессов, поэтому использование сказкотерапии в работе с детьми, просто необходимы. При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка. Происходит совершенствование лексико – грамматических и выразительных средств языка, например, используя, прием «кругового рассказывания», ребята, озвучивают сказку «Репка», выделяя характерные особенности зверей голосом и жестами. - совершенствуется звуковая сторона речи в сфере произношения и восприятия, а также развитие диалогической и монологической речи. Возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, при использовании различных видов театра. Пальчиковая гимнастика также является помощницей в достижении формирования связной речи. Положительное влияние на развитие мелкой моторики и речи в целом оказывает: · рисование в сухом бассейне · работа с тестом и пластилином · поиск клада в крупах Детям очень нравится инсценировать стихи и различные истории с помощью пальцев. · Массажные мячи помогают нам не только размять кончики пальцев, но и стимулируют всю ладонь; Шнуровки, мозаики, конструкторы ну как без них обойтись, когда ведется работа с пальчиками. Дыхательная гимнастика учит детей формировать правильную и целенаправленную воздушную струю. Для достижения этих целей создана картотека упражнений по тематическим неделям, различные пособия.
Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. «Мнемотехника» Владимир Козаренко Большую роль в речевом развитии играет мнемотехника. Она помогает обеспечить успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников. В работе с мнемотехникой я выделяю 4 этапа: v работа с мнемоквадратами; v работа с мнемодорожками; v работа с мнемотаблицами; v использование творческих заданий на основе мнемотехники. Первый этап- знакомство и составление мнемокарточек. Второй этап – это работа с мнемодорожкой (схематический рисунок, расположенный линейно). Здесь можно использовать игры «Гусеница» и «Паровозик», где из набора карточек, нужно составить словосочетания или предложения (выкладывание квадратов в линию.) Третий этап: это работа с мнемотаблицы - условно-наглядными схемами, в которых заложено определённое содержание, путем выделения главных смысловых звеньев. Их можно использовать для: - пересказа художественной литературы; -при обучении составления описательных, повествовательных и творческих рассказов; -при отгадывании и загадывании загадок; -при заучивании стихотворных произведений. Используя данную технологию, дети сочиняют сказки. В конце каждой тематической недели, мы выбираем тему для сказки. Я задаю вопросы, дети, отвечая полным предложением, рассказывают содержание сказки. Затем в свободной деятельности, по желанию, рисуют к сказке иллюстрации. Таким образом, у детей развивается воображение, художественное творчество. Очень увлекательным получилось составление рассказа «Варим суп», в рамках проведения недели здоровья. Вначале с подгруппой детей была проведена экскурсия на кухню, где повар рассказала и показала все этапы приготовления супа. Вернувшись, дети нарисовали свои мнемотаблицы, при помощи которых ребята второй подгруппы составили рассказы. Организуя работу на следующем этапе, хочу заметить, что мнемотехника – многофункциональна и на ее основе можно использовать различные дидактические игры: Игра «Сосчитай» (согласование числительных с существительными) «Кто кем был» закрепление временных форм глагола (Лиса была лисенком, Лисенок будет лисом или лисой). «Приставки» практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, подлетела, перелетела). «Скажи наоборот» слова-антонимы (стоит – бежит, упал – встал, плачет – смеется, говорит – молчит). Для подведения итогов тематических недель, очень хороши такие приёмы как: - составление нерифмованного стихотворение – синквейн. (от франц. слова «пять») – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Когда дети составляют описательные рассказы, опираясь на определённый алгоритм. Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников. Плюсы синквейна - изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; v отрабатываются знания о частях речи, о предложении; v дети учатся соблюдать интонацию; - значительно активизируется словарный запас; v совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; v активизируется и развивается мыслительная деятельность; v совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему- либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; v дети учатся определять грамматическую основу предложений. v составления загадки по алгоритму Нестеренко, здесь ребенок уже должен иметь достаточный словарь. Правила написания синквейна. 1 строка - одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное; 2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; 3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна; 4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме; 5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.
Например, синквейн на тему русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». Лиса. Хитрая, умная. Плачет, жалуется, хитрит. Есть такие и среди животных. Обманщица.
Пылесос Мощный, Большой Пыль сосёт, шумит, гудит У мамы в комнате стоит Он - наш помощник.
«Технология проектной деятельности» А.М. Новиков Д.А. Новиков. Проектная деятельность, является совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также становится эффективным средством речевого развития дошкольников. В образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. За сравнительно небольшой период в нашей группе были проведены несколько проектов: «Мудрые сказы Павла Петровича Бажова» с целью углубить знания о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П. Бажова. «История школьных принадлежностей» (где дети знакомились со школьными принадлежностями разных времен, подбирали фотографии, рисунки, рассказывали о них в группе, была оформлена коллективная газета и изготовлены карандашницы, которые ребята используют на занятиях) «Уральские самоцветы» (знакомились с минералами) Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. «Применение ИКТ технологий» В современном мире компьютерные технологии являются уникальным средством, способным обеспечить взаимодействие и общение с окружающим миром, но к компьютерным играм надо подходить разумно, избирательно и, конечно, творчески. Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса. В нашем детском саду нет возможности полноценно использовать данную технологию в ежедневной работе, так как проектор имеется только в музыкальном зале, но итоговые, открытые занятия, утренники, мы стараемся использовать в полной мере. Для наиболее обширного восприятия материала, я создаю компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы. Очень интересно детям гимнастики для глаз, физкультминутки, с использованием ИКТ технологий. «Технология интегрированного обучения» Интегрированная НОД отличается от традиционной использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Интегрирование - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированной НОД лучше проводить обобщение материала, презентации тем, итоговые мероприятия. «Технология обучения детей составлению загадок» Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты. В работе я использую готовые загадки, в соответствии с темой недели. Дети составляют загадки, основываясь на картинки, подобранные на занятия, либо используя мнемотаблицы. «Обучение детей составлению творческих рассказов по картине» Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины. Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине. v первый тип: «текст реалистического характера» v второй тип: «текст фантастического характера» Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом. «Технология проблемного обучения» Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. То есть, благодаря технологии проблемного обучения я могу выступать не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, где не афиширую своё коммуникативное превосходство, а сопровождаю и помогаю ребёнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО. Используя в работе перечисленные современные технологии речевого развития, дополнительно я давала рекомендации родителям. Такое взаимодействие педагога, детей и семьи привело к положительным результатам. Таким образом, выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности. При диагностике речевого развития речи детей подготовительной группы были использованы следующие показатели оценки: v умение ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая кто говорит, к кому обращается говорящий, с какой целью, что - о чем, как и др.; v умение анализировать и оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, что сказал говорящий, что хотел сказать, что сказал ненамеренно и т.д.; v владение своим голосом, использование средств выразительности речи (умение пользоваться интонацией, выбрать оптимальный темп, громкость произношения, плавность речи); v овладение культурой слушания, внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего; v уместно использовать правила речевого этикета, вести этикетный диалог; соотносить вербальные и невербальные средства общения, владение невербальными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями). Таким образом, в процессе диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста, в количестве 22 ребёнка, было обнаружено, что у 11 детей - высокий уровень развития речи (50%) у 8 детей - средний (удовлетворительный) уровень(36%) а у 3 детей – низкий уровень (14%) Работа по определению особенностей развития речи у старших дошкольников показала, что дети данного возраста допускают немного ошибок в словоупотреблении, построении не только простого, но и сложного предложения; пользуются разнообразными способами связи предложений в тексте. Старшие дошкольники стараются не нарушать последовательность изложения мыслей, часто в их рассказах присутствуют элементы повествования и описания. Но иногда дети обращаются к помощи взрослого, так как не всегда могут справиться самостоятельно с заданием. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведения комплексных занятий на протяжении 3-4 лет, начиная со второй младшей группы и до подготовительной включительно. Это подтверждает необходимость проведения такого обучения с целью усвоения активного словаря, формированию звуковой культуры речи, развитию умений передачи знаний по художественной литературе, построения связного монологического высказывания в процессе проведения комплексных занятий. Наша задача состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. 3 июля 2020 в 11:59
Прикреплённые файлы:Документ: Аналитический отчёт. Результат работы по освоению и использованию современных авторских технологий и методик по речевому развитию в образовательной деятельности Описание файла:Файл называется: analit-otchyot-po-rechevomu-razvitiyu_sjico.docx Это официальный файл организации «Губайдуллина Лиана Фарвазовна, воспитатель», в нём содержится Аналитический отчёт. Результат работы по освоению и использованию современных авторских технологий и методик по речевому развитию в образовательной деятельности. Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.